Советы
классному
руководителю
Одной из
основных
целей
единого
государственного
экзамена
является
получение более
эффективного
инструмента
оценки качества
образования.
Введение
экзамена в тестовой
форме
предполагает
наличие
готовности
ее
участников.
Поэтому
сегодня
особым
образом
актуализируется
оказание
психологической,
педагогической
и
информационной
поддержки
всем участникам
экзамена.
Сегодня,
когда идет
организационно-технологическая
подготовка к
ЕГЭ,
прослеживается
общее
нарастание
тревожности
перед
тестированием.
Именно
поэтому
перед нами
встает
задача
определить
возможные
направления
психологической
работы с
учащимися по
снятию
напряжения и
страха перед
тестированием,
рассказать о
тех методах и
приемах
самоорганизации,
которые
помогут ученику
актуализировать
свои знания в
процессе тестирования.
Экзаменационная
(тестовая)
тревожность
Экзамены
представляют
собой
нелегкую, но неизбежную
часть нашей
жизни. Одни
воспринимают
экзамены
достаточно
легко и идут
на экзамены,
уверенные в
успехе. У
других
экзамен и
оценка за
него тесно связаны с
беспокойством
и тревогой.
Они не только
накануне
экзамена, но
иногда лишь
при мысли о
нем
испытывают
состояние
страха,
неуверенности
в себе и
тревоги. Эти
состояния
называются
экзаменационной
или тестовой
тревожностью.
Ученые
установили,
что при
появлении
экзаменационной
тревожности
снижается
активность,
деятельность
становится
малопродуктивной.
Страх
дезорганизует
человека, он
либо теряет
способность
к
деятельности,
либо делает
эту
деятельность
хаотичной.
Наблюдается
в состоянии
экзаменационной
тревожности
и стресса:
нарушение
ориентации,
понижение
точности
движений;
снижение
контрольных
функций;
обострение
оборонительных
реакций;
понижение
волевых
функций.
Именно
поэтому
крайне
необходима
психолого-педагогическая
поддержка,
как во время
подготовки,
так и во
время
проведения
ЕГЭ.
В целях
определения
уровня
тревожности
учащихся,
предлагаем следующий
опросник:
Мне удается
вовремя
уложится с
домашними
заданиями.
Накануне
контрольной
работы я
испытываю
беспокойство.
Иногда мне
кажется, что
на контрольных
из всего
класса
только мне
одному
приходится
трудно.
Когда я не
справляюсь с
заданием, мне
не хочется
говорить об
этом учителю.
Мне
становится
неприятно,
когда я
представляю
себе, что мне
придется
отвечать на
вопросы перед
всем классом.
Я трачу
много
времени на
подготовку к
контрольным
работам, но
это не
очень-то
помогает.
Если бы мне
было трудно
на экзамене,
я бы побоялся
обратиться
за
поддержкой к
родителям и
сверстникам.
По-моему,
оценки за
контрольные
у меня ниже,
чем могли
быть из-за
того, что я
забываю то, что
знаю.
Данный
опросник
поможет вам
определить уровень
тревожности
у детей и
определить пути
конкретной
психолого-педагогической
помощи.
Как
помочь детям
подготовиться
к экзаменам
Внушайте
ребенку
мысль, что
количество баллов
не является
совершенным
измерением
его
возможностей.
Подбадривайте
детей,
хвалите их за
то, что они
делают
хорошо.
Не
повышайте
тревожность
ребенка
накануне
экзамена.
Контролируйте
режим
подготовки
ребенка, не
допускайте
перегрузок.
Помогите
детям
распределить
темп подготовки
по дням.
Приучайте
ребенка
ориентироваться
во времени и
уметь его
распределять.
Накануне
экзамена
обеспечьте
ребенку полноценный
отдых, он должен
отдохнуть и
как следует
выспаться. Самое
главное: это
снизить
напряжение и
тревожность
ребенка.
В
подготовительный
период
рекомендуем:
Оформить
уголки для
учащихся,
учителей, родителей.
Оформить
психологический
уголок.
Проводить
специальные
занятия для
снятия
тревожности
и напряжения,
провести
анкетирование,
оказывать
практическую
помощь.
Не
нагнетать
обстановку.
Повысить
степень
прозрачность
подготовки и
проведения
ЕГЭ.