"Как помочь подготовиться к
экзаменам"
(рекомендации для
родителей)
Слово
экзамен переводиться с латинского как испытание. И именно испытаниями,
сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ и выпускные экзамены. Безусловно,
экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с
комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его
согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже
сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть
возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в
коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться
временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку
человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к
ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает
экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку -
умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись
- вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Задолго до экзаменов
обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся
ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план
подготовки - на какие предметы придется потратить
больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком
его золотые часы (жаворонок он или сова). Сложные темы лучше изучать в
часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
Прочитайте список вопросов
к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните
большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему
необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы
задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
Договоритесь с ребенком,
что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и
ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти па подготовку
организма, а не знаний.
Обсудите вопрос о пользе и
вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот
счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще
знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что
доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего.
Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить
отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только
та шпаргалка, что написана его собственной рукой.
В
выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного
экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике (учителя
при подготовке детей пользуются различными вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у
ребенка будет 3 или
Следите за тем, чтобы во
время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему. Что
отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления. Важно,
чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая),
нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и
попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором
или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому
препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
Удачи Вашим
детям!